Национальный проект «Образование» – это инициатива, направленная на достижение двух ключевых задач. Первая – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Вторая – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Национальный проект предполагает реализацию 4 основных направлений развития системы образования: обновление его содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации, а также создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой.
Сроки реализации: 01.01.2019 - 31.12.2024
Цифровая образовательная среда
Цель регионального проекта: создание условий для внедрения к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование ценности к саморазвитию и самообразованию у обучающихся образовательных организаций всех видов и уровней, путем обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры, подготовки кадров, создания федеральной цифровой платформы.
- Использование федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды, в том числе типовые автоматизированные решения в целях реализации в образовательных организациях целевой модели цифровой образовательной среды.
- Внедрение в Новосибирской области целевой модели цифровой образовательной среды.
- Обновление в образовательных организациях, расположенных на территории Новосибирской области информационного наполнения и функциональных возможностей открытых и общедоступных информационных ресурсов.
- Обеспечение интернет-соединением со скоростью соединения не менее 100 Мб/c – для образовательных организаций, расположенных в городах, 50 Мб/c – для образовательных организаций, расположенных в сельской местности и в поселках городского типа, и гарантированным интернет-трафиком.
- Повышение квалификации работников, привлекаемых к осуществлению образовательной деятельности, на базе организаций, в том числе осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, с целью повышения их компетенций в области современных технологий онлайн-обучения.
- Создание центров цифрового образования детей «IT-куб».
- Обеспечение внедрения современных цифровых технологий в основные общеобразовательные программы.
- Использование платформы-навигатора и набора сервисов непрерывного образования.
- Реализация на территории Новосибирской области программы профессиональной переподготовки руководителей образовательных организаций и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, по внедрению и функционированию в образовательных организациях целевой модели цифровой образовательной среды.
Современная школа
Задачи и результаты регионального проекта: Внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области «Технология».
- Обеспечение возможности изучать предметную область «Технология» и другие предметные области на базе организаций, имеющих высокооснащенные ученико-места, в т.ч. детских технопарков «Кванториум».
- Обновление материально-технической базы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным общеобразовательным программам.
- Создание материально-технической базы для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового и гуманитарного профилей в расположенных в сельской местности и малых городах школах.
- Создание новых мест в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и поселках городского типа.
- Внедрение целевой модели функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях.
- Внедрение целевой модели вовлечения общественно-деловых объединений и участия представителей работодателей в принятие решений по вопросам управления общеобразовательными организациями.
- Проведение оценки качества общего образования на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся.
- Обеспечение деятельности системы повышения квалификации для учителей предметной области «Технология» и других предметных областей на базе детских технопарков «Кванториум».
- Внедрение обновленных федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
- Внедрение обновленных примерных основных общеобразовательных программ.
- Создание школы с привлечением частных инвестиций на условиях возвратного финансирования.
Успех каждого ребенка
Цель и показатели регионального проекта: обеспечение к 2024 году для детей в возрасте от 5 до 18 лет доступных для каждого и качественных условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности путем увеличения охвата дополнительным образованием до 80% от общего числа детей, обновления содержания и методов дополнительного образования детей, развития кадрового потенциала и модернизации инфраструктуры системы дополнительного образования детей.
- Принятие участия в открытых онлайн-уроков, реализуемых с учетом опыта цикла открытых уроков «Проектория», направленных на раннюю профориентацию.
- Построение индивидуального учебного плана в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями (профессиональными областями деятельности) с учетом реализации проекта «Билет в будущее».
- Обновление материально-технической базы для занятий физической культурой и спортом общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности.
- Создание детских технопарков «Кванториум».
- Внедрение методологии сопровождения, наставничества и «шефства» для обучающихся организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися.
- Создание условий для освоения дополнительных общеобразовательных программ, в том числе с использованием дистанционных технологий, для детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Создание регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, созданных с учетом опыта Образовательного фонда «Талант и успех».
- Внедрение в Новосибирской области целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей.
- Внедрение целевой модели функционирования коллегиальных органов управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, на принципах вовлечения общественно-деловых объединений, в целях участия представителей работодателей в принятии решений по вопросам управления образовательной организацией, в том числе обновления образовательных программ.
- Вовлечение обучающихся организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, в различные формы сопровождения, наставничества и «шефства».
- Обеспечение к 2024 году обучающимся 5-11 классов возможности освоения основных общеобразовательных программ по индивидуальному учебному плану, в том числе в сетевой форме, с зачетом результатов освоения ими дополнительных общеобразовательных программ и программ профессионального обучения.
Поддержка семей, имеющих детей
Цель регионального проекта: создание условий для повышения компетентности родителей обучающихся в вопросах образования и воспитания, в том числе для раннего развития детей в возрасте до трех лет путем предоставления услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей.
- Создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет, реализация программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье.
- Оказание услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе с привлечением НКО.
- Внедрение в Новосибирской области целевой модели информационно-просветительской поддержки родителей, включающей создание, в том числе в дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях, консультационных центров, обеспечивающих получение родителями детей дошкольного возраста методической, психолого-педагогической, в том числе диагностической и консультативной, помощи на безвозмездной основе.
Учитель будущего
Цель регионального проекта: обеспечение вхождения Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования к 2024 году путем внедрения национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50 процентов учителей общеобразовательных организаций.
- Внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50 процентов учителей общеобразовательных организаций.
- Реализован комплекс мер для непрерывного и планомерного повышения квалификации педагогических работников, в том числе на основе использования современных цифровых технологий, формирования и участия в профессиональных ассоциациях, программах обмена опытом и лучшими практиками, привлечения работодателей к дополнительному профессиональному образованию педагогических работников, в том числе в форме стажировок.
- Повышение уровня профессионального мастерства педагогических работников в форматах непрерывного образования.
Прохождение педагогическими работниками системы общего образования и дополнительного образования детей добровольной независимой оценки профессиональной квалификации.
- Вовлечение в различные формы поддержки и сопровождение в первые три года работы учителей в возрасте до 35 лет.
Молодые профессионалы (повышение конкурентоспособности профессионального образования)
Цель регионального проекта: Модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ в 100% профессиональных образовательных организациях к 2024 году. Обеспечение к 2024 году вхождения Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по присутствию образовательных организаций высшего образования в топ-500 глобальных рейтингов университетов путем оказания государственной поддержки образовательным организациям высшего образования.
- Функционирование центра опережающей профессиональной подготовки и мастерских, оснащенных современной материально-технической базой по одной из компетенций.
- Внедрение методологии наставничества в системе среднего профессионального образования, в том числе посредством привлечения к этой деятельности специалистов-практиков.
- Внедрение целевой модели вовлечения общественно-деловых объединений и участия представителей работодателей в управлении профессиональными образовательными организациями, в том числе через представительство в коллегиальных органах управления профессиональной образовательной организацией и участие в обновлении образовательных программ.
- Внедрение программы профессионального обучения по наиболее востребованным и перспективным профессиям на уровне, соответствующем стандартам Ворлдскиллс, с учетом продолжительности программ не более 6 месяцев.
- Вовлечение в различные формы наставничества обучающихся образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования.
- Прохождение преподавателями (мастерами производственного обучения) повышения квалификации по программам, основанными на опыте Союза Ворлдскиллс Россия, сертификация преподавателей (мастеров производственного обучения) в качестве экспертов Ворлдскиллс.
- Внедрение в профессиональных образовательных организациях целевой модели вовлечения общественно-деловых объединений и участие представителей работодателей в управлении профессиональными образовательными организациями, в том числе через представительство в коллегиальных органах управления профессиональной образовательной организацией и участие в обновлении образовательных программ.
- Разработаны образовательные программы высшего и дополнительного образования с учетом потребностей заказчика и организована подготовка кадров в рамках реализации системы целевого обучения для социально-экономического развития региона.
- Реализуется в регионе не менее 10% проектно-ориентированных и междисциплинарных образовательных программ высшего образования, включающие организацию практической подготовки обучающихся, с использованием ресурсов научных организаций и организаций реального сектора экономики.
- Создан региональный межвузовский проектный офис по проектированию интегрированных межвузовских образовательных программ, ориентированных на запросы обучающегося и потребителя.
Реализованы мероприятия дорожной карты по реализации программы развития опорного университета – Новосибирского государственного технического университета.
- Созданы условия в вузах для реализации обучающимися индивидуальных образовательных траекторий для формирования базовых компетенций цифровой экономики.
- Создание и развитие экспертного межвузовского сообщества профессионалов для проведения мероприятий технологических конкурсов.
Вузы, расположенные на территории Новосибирской области, включены в работу межрегиональных центров компетенций по 10 «сквозным технологиям» НТИ.
- Обеспечена инфраструктура для развития предпринимательских навыков, в том числе сформированы акселераторы, венчурные фонды, реализуются программы стимулирования деловой активности обучающихся.
- Ежегодно оказывается поддержка не менее 6 студентам для участия в международных конференциях, семинарах, конкурсах.
Новые возможности для каждого
Цель регионального проекта: создание условий для непрерывного обновления гражданами профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков, повышение доступности и вариативности программ обучения путем создания интеграционной платформы непрерывного образования с 50 тыс. пользователей к 2024 году, а также увеличения охвата граждан, осваивающих программы непрерывного образования в образовательных организациях высшего образования, среднего профессионального образования, дополнительного профессионального образования до 305 тыс. человек к 2024 году.
- Разработка и реализация региональной дорожной карты по развитию системы дополнительного образования в регионе.
- Реализована система грантовой поддержки университетов с целью формирования и внедрения современных программ непрерывного образования (дополнительных образовательных программ и программ профессионального обучения), обеспечивающих личностный рост, расширение и обновление профессиональных знаний граждан и приобретения ими новых профессиональных навыков в соответствии с быстро меняющимися технологиями и условиями.
- Реализована переподготовка и повышение квалификации высококвалифицированных кадров в соответствии с Государственным планом подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации.
- Осуществлена подготовка научно-педагогических работников и работников организаций-работодателей к реализации современных программ непрерывного образования.
- Не менее 20 % научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования участвуют в реализации программ непрерывного образования (дополнительных образовательных программ и программ профессионального обучения).
- Разработаны и реализованы образовательными организациями высшего образования, расположенными на территории Новосибирской области, дистанционные программы различного уровня сложности по овладению и развитию цифровых навыков гражданами, подключение к сетевым площадкам реализации онлайн-образования.
- Прошли обучение по программам непрерывного образования в образовательных организациях высшего образования, реализующих дополнительные образовательные программы и программы профессионального обучения с достижением показателя к 2024 году не менее 198 тыс. человек.
- Созданы центры непрерывного обновления компетенций по различным направлениям подготовки.
- Организовано продвижение в социальных сетях программ непрерывного образования в образовательных организациях высшего образования, расположенных в Новосибирской области, реализующих дополнительные образовательные программы и программы профессионального обучения.
- Реализован комплекс мероприятий для взрослого населения (форумы, олимпиады, конференции, конкурсы, фестивали) по различным направлениям.
- Разработан и реализован порядок выдачи сертификата на услуги в социальной сфере.
- Организован мониторинг реализации программ непрерывного образования.
Социальная активность
Цель проекта: развитие добровольчества (волонтерства), развитие талантов и способностей у детей и молодежи, в т.ч. студентов, путем поддержки общественных инициатив и проектов, вовлечения к 2024 году в добровольческую деятельность 20% граждан, вовлечения 45% молодежи в творческую деятельность и 70% студентов в клубное студенческое движение.
- Создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтерства).
- Под руководством Губернатора Новосибирской области или его заместителя создан межведомственный орган по развитию добровольчества с участием представителей региональных органов государственной власти, некоммерческих, образовательных, добровольческих организаций и объединений, Общественной палаты Новосибирской области и других заинтересованных лиц.
- Создано и функционирует не менее 1 регионального ресурсного центра добровольчества, обеспеченного материально-технической базой, штатными единицами, а также доступными для работы добровольческих организаций помещениями.
- В добровольческую деятельность вовлечено не менее 558 тысяч граждан Новосибирской области. Не менее 250 организаций от общего числа добровольческих организаций и объединений использует единую информационную платформу «Добровольцы России», представляющую собой систему эффективного поиска информации, взаимодействия, коммуникации и обучения добровольцев, комплексного учета волонтерского опыта и компетенций, объединения запросов и предложений волонтерской помощи в одном месте, способствующую комплексному решению задач по созданию условий для развития добровольчества.
- Ежегодно проходят уроки, посвященные социальной активности и добровольчеству в не менее чем 483 образовательных организаций среднего образования.
- На базе не менее чем в 70% образовательных организаций среднего, среднего профессионального и высшего образования функционируют волонтерские центры.
- В 50% образовательных организациях среднего образования внедрена целевая модель школьного волонтерского отряда, а также осуществляется поддержка социальных проектов, реализуемых детьми и подростками до 18 лет.
- В Новосибирской области действует утвержденная решением Правительства Новосибирской области программа нематериального поощрения граждан, участвующих в социальных, добровольческих проектах, содержащая мероприятия, направленные на популяризацию добровольчества и социальной активности населения и предусматривающая участие волонтеров Новосибирской области в федеральной программе повышения мобильности волонтеров.
- В соответствии с разработанными образовательными программами прошли подготовку (переподготовку) 100% специалистов региональных и муниципальных органов государственной власти, реализующих государственную политику в области развития добровольчества, а также не менее 50% специалистов государственных учреждений сфер молодежной политики, здравоохранения, культуры, образования, охраны окружающей среды, физической культуры и спорта, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, ответственных за взаимодействие с волонтерами и добровольческими организациями.
- Ежегодно в Новосибирской области проведен региональный этап Всероссийского конкурса «Доброволец России».
- В целях популяризации добровольчества (волонтерства) ежегодно в Новосибирской области проводится информационная и рекламная кампания в соответствии с федеральной концепцией, в том числе ежегодно изготавливается и размещается не менее 500 рекламных материалов на наружных поверхностях, рекламные ролики на ТВ и в сети «Интернет» набирают не менее 500 000 просмотров ежегодно, охват аудитории теле- и радиорекламы составляет не менее 278 тысяч человек ежегодно, а также в сети «Интернет» и социальных сетях размещается не менее 100 информационных материалов в год.
- В соответствии с федеральным планом мероприятий, направленных на вовлечение граждан в добровольческую деятельность, ежегодно обеспечено участие представителей Новосибирской области в не менее чем 3 всероссийских (международных) и в 1 окружном мероприятии.
- Ежегодно в Новосибирской области внедрено не менее 3 практик развития добровольчества из числа рекомендованных, а также не менее 1 практики развития добровольчества в Новосибирской области тиражировано для использования в других субъектах Российской Федерации в рамках Всероссийского конкурса лучших региональных практик поддержки волонтерства «Регион добрых дел».
- Ежегодно в Новосибирской области реализуется не менее 1 программы в сфере добровольчества (волонтерства), не менее 1 комплексной программы развития волонтерства в общеобразовательной организации, не менее 1 социального проекта школьных волонтерских отрядов при поддержке федеральных органов исполнительной власти.
- Оказание содействия в реализации комплекса проектов и мероприятий для студенческой молодежи, направленного на формирование и развитие способностей, личностных компетенций для самореализации и профессионального развития, и обеспечено участие не менее 70% студентов к 2024 году.
- Не менее чем в 70% образовательных организаций среднего, среднего профессионального и высшего образования функционируют волонтерские центры.
- Информирование целевых групп о конкурсах, входящих в платформу «Россия – страна возможностей» о социальных лифтах, которые доступны победителям, в том числе обучение в Подмосковном молодежном центре.
- Ежегодно проводится информационная кампания по вовлечению творческой молодежи в отборочную кампанию на участие в образовательных программах Форума молодых деятелей культуры и искусства «Таврида».
- Проведение отбора региональной/окружной команды, которая примет участие в организации Фестиваля «Таврида-ArtRussia».
Экспорт образования
Цель регионального проекта: создание условий для увеличения к 2024 году не менее чем в два раза количества иностранных граждан, обучающихся в образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории Новосибирской области, путем продвижения образовательных организаций высшего образования, расположенных на территории Новосибирской области, за рубежом и формирования благоприятных условий для проживания иностранных обучающихся в регионе.
- Разработка и реализация региональной дорожной карты деятельности образовательных организаций высшего образования по экспорту образования.
- Создание благоприятных условий для иностранных студентов, обучающихся в образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории Новосибирской области.
- Формирование и реализации комплекса мероприятий по привлечению иностранных учащихся в Новосибирскую область (зимние и летние школы, олимпиады, конкурсы, дополнительные образовательные программы и др.).
- Организация и проведение Дней открытых дверей университетов Новосибирской области для иностранных студентов с приглашением иностранных дипломатических миссий.
- Организованы бизнес-миссии в страны, потенциально привлекательные, для продвижения образовательных организаций высшего образования, расположенных в Новосибирской области.
- Содействие развитию действующих Русских центров, открытых образовательными организациями высшего образования Новосибирской области.
- Разработка в рамках организации Центра мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования, расположенных на территории Новосибирской области, модуля информационной системы, обеспечивающий мониторинг, систематизацию и анализ данных по иностранным студентам, обучающихся в указанных учреждениях.
- Ежегодная организация и проведение Международного форума, направленного на продвижение высшего образования за рубежом.
- Создание единого справочника для иностранных граждан, единого выставочного стенда образовательных организаций высшего образования, расположенных в Новосибирской области.
- Разработка регионального бренда образовательных услуг Новосибирской области для иностранных граждан «Я учусь в Сибири»/«Образование Сибири».
- Разработка образовательными организациями высшего образования, расположенными в Новосибирской области, страниц сайтов на иностранных языках, ориентированные на запросы иностранных абитуриентов и студентов.
- Открытие образовательными организациями высшего образования, расположенными в Новосибирской области, новых программ для иностранных студентов, включая различные формы и уровни (сетевые, дистанционные, дополнительные образовательные), в т.ч. программы с двойными дипломами.
- Организация образовательными организациями высшего образования, расположенными в Новосибирской области, проведения стажировок для иностранных студентов.
- Создание образовательными организациями высшего образования, расположенными в Новосибирской области, единого портала SibOpenEdu, направленного на продвижение высшего образования
- Разработка концепции проекта «Создание межвузовского кампуса на основе государственно-частного партнерства» (с определением модели финансирования создания и реализации проекта, а также модели управления имущественным комплексом) и подготовка пакета документов для представления в министерство науки и высшего образования Российской Федерации.
Социальные лифты для каждого
Цель регионального проекта: формирование системы профессиональных конкурсов в целях предоставления гражданам возможностей для профессионального и карьерного роста.
- Обеспечено проведение региональных чемпионатов профессионального мастерства «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» и «Абилимпикс» с охватом к 2024 году не менее 1050 человек и участие победителей региональных чемпионатов в чемпионатах национального уровня.
- Реализация организационно-информационных мероприятий по обеспечению участия студентов новосибирских вузов в олимпиаде «Я – профессионал».
Подробнее о проекте в регионе на сайте Новосибирской открытой образовательной сети (НООС)